Однако, далеко не все микрофинансовые организации соблюдают букву закона, часто присылая клиентам извещения, замаскированные под рекламную рассылку.
При этом стоит отметить, что чаще всего такие нарушения фиксируются среди организаций, способных похвастать хорошей репутацией и огромнейшей клиентской базой. В частности, одна из крупнейших столичных МФО уже привлечена к ответственности за сомнительные манипуляции, однако руководство данной компании, не согласное с решением регулятора, решило оспорить жалобу в арбитражном суде Москвы, руководствуясь особенностями взаимодействия с должниками. По словам руководства данной компании, клиенты должны помнить о наличии задолженностей, поэтому намного эффективнее предлагать ему новые услуги и продукты. А факт того, что сообщения приходили глубокой ночью связывают с технической особенностью MMS-рассылки.
Статистика Центробанка Российской Федерации показывает, что подобные случаи далеко не единичны. За два месяца текущего года, с момента вступления в законную силу документов, регулирующих деятельность коллекторских организаций, на имя регулятора поступило более восьми сотен жалоб, фиксирующих данное нарушение. После проведения тщательных проверок на предмет достоверности нарушений, Центробанк направляет жалобы клиентов на адрес Федеральной службы судебных приставов.
По словам сотрудников МФО, при заключении договора займа клиент автоматически подписывается на рекламную рассылку, внося личные данные в базу компании. При этом представители микрокредитных компаний указывают, что определенного время рассылки попросту не прописывается. Чаще всего, отправка рекламных SMS и MMS сообщений привязывается к часовому поясу абонента мобильной сети, а факт того, что сообщения приходят ночью или под утро, связывают с загруженностью оператора. В свою очередь операторы заметили, что по требованию суда могут предоставить «логи» сообщений, фиксирующих время их отправки и получения.
По словам микрофинансистов, подобные нарушения со стороны
крупнейших МФО могут вызвать новую волну недоверия к рынку, испортив и
без того шаткую репутацию микрокредиторов. Иными словами, добросовестные игроки
рынка не заинтересованы в оттоке клиентов и обещают, что подобное явление будет
пресекаться.