» » » Инвестировать нельзя платить: почему госкомпании не выполняют план по дивидендам

Инвестировать нельзя платить: почему госкомпании не выполняют план по дивидендам


Опубликовано: 18-11-2016, 08:39



Инвестировать нельзя платить: почему госкомпании не выполняют план по дивидендам

Правительство и инвесторы пока что напрасно рассчитывают на улучшение финансового положения за счет обязательной выплаты государственными компаниями 50% прибыли по МСФО в виде дивидендов.

Цена на нефть расти не будет, и политическая элита это понимает: представленный Минфином на днях в Госдуму проект федерального бюджета на 2017-2019 гг. сверстан из расчета нефтегазовых поступлений, привязанных к $40 за баррель. Трезвый оптимизм в финансовом планировании вплотную приблизился к пессимизму: ожидается, что российская казна, согласно опубликованному 28 октября бюджетному прогнозу, будет оставаться дефицитной вплоть до 2034 года. «Латать дыры» при этом предполагается не только за счет урезания финансирования военных пенсий и материнского капитала, но и с помощью поиска новых источников формирования доходной части.

Один из самых крупных из заявленных источников – дивиденды госкомпаний, ожидающиеся в размере 831 млрд руб. при условии перехода компаний на выплаты дивидендов по МСФО и полного отказа от РСБУ (последнюю инициативу недавно обнародовал замминистра финансов Алексей Моисеев).

Получится ли выполнить план? Здесь есть серьезные сомнения.  

Прежде всего, мало кто из госкомпаний выполнил в полном объеме директиву правительства от апреля 2016 года о выплате дивидендов за 2015 год в размере 50% от прибыли по МСФО.

Конечно, без преувеличения космическими были выплаты ВТБ – 1947% от прибыли, 115% заплатил «Ростелеком», хорошо показала себя, несмотря на убыточность своих дальневосточных активов, «Русгидро» (55%). Но по основным донорам бюджета, сырьевым и нефтегазовым компаниям, картина выглядела хуже: «Роснефть» – 35%, «Газпром» – 23%, «Транснефть» – 9%. Если сделать поправку на то, что Минфин предполагает в новом проекте бюджета выплату дивидендов как меру бессрочную, продемонстрированные компаниями результаты выглядят еще скромнее.

Кроме того, аргументация госкомпаний о причинах срыва правительственного распоряжения («нельзя отвлекать средства от инвестпрограмм на дивиденды», «у нас недостаточный тариф, поднимите тариф – увеличим размер выплат»), находит отклик в профильных курирующих ведомствах. Так, в последние два месяца представители Минэнерго уже несколько раз публично заявляли, что в отношении дивидендных выплат энергокомпаний необходим избирательный подход, то есть, норму в 50% должны выполнять пока не все. Минприроды пока молчит: интересно, надолго ли?  

Спор «инвестировать или платить», конечно, насчитывает столько же лет, сколько существуют акционерные общества. Но подкрепленность этой дискуссии аргументами выглядит по-разному. А критерий, на основании которого можно склониться к той или иной точке зрения, всего один: действительно ли инвестпрограмма наших «мэйджоров» является препятствием для выплат дивидендов в адрес государства как основного их акционера?

Все наши инфраструктурные «гранды» солидарны в том, что выплата дивидендов станет препятствием на пути реализации инвестпроектов и должна компенсироваться через повышение тарифа на их услуги.

 Еще в мае про необходимость выполнения инвестпрограммы в контексте своих дивидендных решений по 2015 году (увеличение дивидендов не в том объеме, как ожидали инвесторы) говорил менеджмент «Газпрома». В начале сентября сокращением инвестпрограммы в связи с возможным решением  правительства по выплате промежуточных дивидендов за 9 месяцев 2016 года пригрозила «Транснефть». В октябре — за несколько дней до объявления о неожиданно приятных для инвесторов финансовых результатах за последние три квартала — об увеличении тарифа как условии для выплат 50% дивидендов по МСФО заявляли «Россети». К этим коллективным, но, похоже, абсолютно самостоятельным и не скоординированным друг с другом заявлениям не присоединилась разве что только «Роснефть». Но, судя по актуальной сейчасистории с дивидендами «Роснефтегаза», вне этой игры она тоже не остается.

Кто прав, а кто нет? Критериев, которые можно предложить для качественной оценки ведущейся между Минфином и госкомпаниями дискуссии, как минимум три. Во-первых, необходимо оценить, имеются ли у госкомпаний резервы для повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности. 

Резервы для экономии, безусловно,  есть: самое уязвимое место отечественных госкомпаний – чрезмерная численность персонала по сравнению с зарубежными и частными компаниями.

В «Газпроме» работает 462 000 человек, в частном НОВАТЭКе – чуть больше, чем 10 000, при объемах добытого газа за 2015 год в 417 млрд куб.м и 68 млрд. куб.м соответственно. В «Транснефти» 78 000 работников обслуживают 73 000 км трубопроводной сети, в американской Enbridge 11000 сотрудников обеспечивают эксплуатацию 52 400 км трубопроводов. Отечественная энергетика («Россети», да, впрочем и генерирующие компании) проигрывает в этом аспекте как западным, так и китайским госкорпорациям. Судя по рассказам знакомых, занятых в энергосекторе, товарищей из КНР неизменно удивляет такой факт: в России производственный энергообъект объект обслуживает 50 и более человек, в Китае на энергообъекте сходного типа занято от силы 5-6 специалистов.

Еще одна очень непрозрачная и странная статья расходов во многих госкомпаниях – благотворительность, исчисляемая миллиардами при достаточно непрозрачных, а иногда весьма удивительных, получателях этой материальной помощи.

Третья статья неэффективных расходов связана с попытками «поиграть» финансовыми инструментами. Так, «Транснефть» решила сделать крупную ставку на снижение курса доллара по досадному стечению обстоятельств перед обвалом рубля в декабре 2014 года, потеряла 173 млрд руб. Совсем недавно СМИ написали о еще одной подобной истории: сообщалось, что ряд госкомпаний, в том числе «Русгидро» и «Интер РАО», потеряли крупные денежные средства в испытывающем финансовые трудности банке «Пересвет».

Отметим  при этом, что избыточная численность персонала – беда не только российских госкомпаний, госкомпании склонны к «раздуванию штатов» по своей природе: ту же самую проблему избыточной численности выявило недавнее исследование, проведение одной из комиссий Евросоюза в отношении европейских компаний. Однако это исследование не выявило проблемных точек в отношении финансовых инструментов, используемых госкомпаниями в ЕС.  

Критерий номер два состоит в том, насколько применим к российским госкомпаниям принцип дифференциации дивидендов. Необходим ответ на вопрос, действительно ли одни участники рынка должны платить больше, чем другие.

Здесь можно согласиться с позицией Минэнерго, что сумма дивидендных выплат должна определяться в индивидуальном порядке, и далеко не все госкомпании потянут «планку» в 50% от годовой прибыли по МСФО. Присмотримся к международному опыту. В США зрелые компании действительно в большинстве своем направляют на дивиденды 50%, а то и 60% от годовой прибыли. Но в развивающихся странах этот показатель, как правило, меньше: максимальный в Китае — 35%, чуть меньше – в Индии – 30%. Правда, сырьевые и инфраструктурные компании (а именно они, судя по всему, и подразумеваются Минэнерго) платят в Индии и Китае в два-три раза больше, чем предприятия, работающие в других экономических отраслях  (легкой промышленность, ритейл, «оборонка). При этом вопрос о льготах в отношении дивидендной политики госкомпаний решается за рубежом на основании анализа выполненных компаниями KPI.

Наконец, критерий номер три – и, наверное, самый важный, состоит в том, являются ли суммы, закладываемые госкомпаниями в бюджет инвестиционных проектов, экономически обоснованными. Просчитать этот момент достаточно сложно, поскольку сроки возврата инвестиций, например, в энергетике, могут составлять 20-25 лет, да и в нефтегазовой сфере сроки зачастую сопоставимы с названной цифрой. Но ремонтные программы сырьевых и инфраструктурных гигантов всё-таки вызывают некоторые вопросы. Недавно резко увеличились капитальные затраты «Газпрома», при том, что добыча газа сократилась из-за падения спроса на внешних рынках, а не по причине истощенности месторождений (ресурсная база у госкомпаний в нашей стране есть).  «Транснефть», согласно заявлениям самой компании, рассчитывает потратить в 2015-2020 гг. на ремонт своей трубопроводной сети в два раза больше средств, чем в 2010-2014 гг., при том, что об изношенности нефтепроводов в России вроде бы ничего ни прессе, ни регулирующим органам неизвестно.

К сожалению, инвестиционные программы отечественных госкомпаний, да и не только госкомпаний, не всегда правильно описывать академическим термином «инвестиционный цикл»: не прекращающийся уже второй год в центре нашей столицы ремонт улиц наводит на мысль, что иногда это скорее инвестиционная спираль. 

И самое главное: надо учитывать, имеют ли в принципе инвестпрограммы  экономический смысл в плане их будущей рентабельности.

Развитие экономических отношений «Газпрома» с Китаем через строительство газопровода «Сила Сибири», наверное, дело правильное и нужное стране: в конце концов, речь ведь идет о диверсификации экспортных поставок и выходе на новые рынки. Но, с другой стороны, экономистам еще памятна ошибочность модели известного «креста Чубайса», в соответствии с которой по всей стране в расчете на покрытие будущего дефицита электроэнергии строились новые энергомощности, которые, как выясняется сейчас, пока что мало востребованы. Некоторые экономисты считают, что замедление темпов роста ВВП в Китае во многом объясняется переизбытком промышленных мощностей, введенных ранее госкомпаниями  на волне экономического подъема. Они, кстати говоря, до 2007 года не выплачивали дивидендов, пока  решение о начале таких выплат не принял Госсовет КНР.

Итог размышлений будет таким: нам нужна не только кулуарная, но и общественная дискуссия, и вокруг инвестиционной политики компаний, и вокруг дивидендной. Конечно же, есть и административные инструменты: так, Минфин недавно заявил, что считает возращение некоторым госкомпаниям прибылей, изъятых на выплату дивидендов, в виде целевых госсубсидий. Это шаг в правильном направлении, но дорогу к эффективному экономическому развитию можно осилить только совместно. Спутником регулирующих органов и менеджмента госкомпаний на этом пути должны стать и рыночные инвесторы, и экспертное сообщество (например, через «Открытое правительство»), и заинтересованные граждане в целом.     

=

Автор: Алексей Михеев Источник: www.forbes.ru


Добавить комментарий!

Рекомендуем похожее:

"Усидит" ли Россия на нефтегазовой трубе

Согласно прогнозу ОПЕК до 2040 года (World Oil Outlook) средняя цена нефти будет расти в среднем

Пенсионные накопления заморозят еще на три года

Трансферт из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) в 2017 году составит

В ВЭБе усомнились в проекте добровольной пенсионной системы

Предлагаемая Минфином и ЦБ модель добровольной накопительной пенсионной системы не будет введена.

Минфин предложил отказаться от выплаты пенсий работающим пенсионерам

Минфин предложил не платить пенсии работающим пенсионерам, чей доход превышает 500 тысяч рублей,

В Минэнерго спрогнозировали подорожание бензина в 2017 году

Минэнерго, Минфин и экс-замглавы ведомства Сергей Шаталов оценили объем средств, которые будут

Резервный фонд закончится в 2017 году

Минфин в третий раз в текущем году залез в кубышку . В августе ведомство изъяло из Резервного

Минфин распечатал второй триллион

Минфин в третий раз в этом году обратился к нефтегазовым накоплениям Резервного фонда, изъяв из

Продаем газ за бесценок. "Газпром" лишится половины прибыли

Падение цен на нефть тянет за собой стоимость газа, что по итогам года лишит Газпром более

ЦБ выступил за сокращение расходов бюджета

Банк России считает единственным способом сокращения дефицита бюджета ограничение роста расходов.

Набиуллина: ЦБ РФ надеется на $40 за баррель, но рисковый сценарий остается

Банк России заложил в обновленный базовый сценарий цену на нефть на уровне $40 за баррель на 2016

Citigroup предсказал доллару падение до 62 рублей

К концу 2016 года курс доллара может упасть до 61,8 рубля за доллар. Об этом в среду, 8 июня,

Минэкономразвития: зарплата в РФ начнет расти с 2017 года

Реальная зарплата в РФ в 2016 году сократится на 1,5% против снижения на 9,3% в 2015 году, начнет

Moody's сохранило "инвестиционный" рейтинг РФ

Международное рейтинговое агентство Moody's не стало понижать оценку кредитоспособности России,

МВФ резко ухудшил прогноз по России

Международный валютный фонд (МВФ) в очередной раз ухудшил прогноз по экономике России. Аналитики

Прогноз Минэкономразвития: ВВП будет снижаться, пенсии и зарплаты бюджетникам - тоже

Официальный прогноз, сделанный Минэкономразвития в январе на 2016-2018 годы, устарел. В связи с

Правительство пытается спасти всех

Белый дом утвердил план спасения российской экономики. По мнению экспертов, документ нуждается в
Новости по регионам

Москва
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
ЕАО
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкария
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Ненецкая автономия
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Адыгея
Республика Алтай
Башкоторстан
Бурятия
Дагестан
Ингушетия
Калмыкия
Карачаево-Черкессия
Карелия
Коми
Крым
Марий Эл
Мордовия
Якутия
Северная Осетия
Татарстан
Тыва
Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртия
Ульяновская область
Хабаровский край
ХМАО
Челябинская область
Чечня
Чувашия
Чукотка
Ямало-Ненецкий округ
Ярославская область
Санкт-Петербург
Севастополь